Стальная арматура является незаменимым атрибутом практически любого строительства, так как широко используется для создания каркасов железобетонных конструкций. В связи с этим мы решили коснуться ее правильного хранения, то есть, обеспечения сохранности самих металлоизделий и удобства их использования на стройплощадке, а заодно и вопросов организации доставки и приемки.
Доставка
Доставка металлопроката от потребителя практически не зависит, особенно, если обратиться к надежному и опытному поставщику. В этом случае будет достаточно выбрать вид транспорта – автомобильный или железнодорожный – и согласовать время отгрузки. Все сопутствующие работы вроде выбора подходящей по грузоподъемности машины и ее погрузки осуществляются поставщиком, однако мы все же уделим внимание основным правилам упаковки.
При транспортировке следует учитывать гибкость арматуры, поэтому укладка производится так, чтобы прутья не деформировались. Если планируется, что разгрузка будет осуществляться вручную, вес одной упаковки не должен превышать 80 кг. При разгрузке с привлечением спецтехники эта цифра может быть увеличена до 35 т.
Определенные условия относятся и к методу упаковки:
- Стержневая арматура упаковывается в связки массой до 15 т.
- Холоднотянутую проволоку и канаты скручивают в мотки или бухты.
Для предотвращения рассыпания стержни увязываются через каждые 2-3 м длины, а мотки закрепляются радиальными обвязками с двух сторон.
Для более простого определения класса изделий их дополнительно маркируют краской: у стержней на концах, у связок и мотков – на боковой поверхности.
Каждая упаковка снабжается биркой, в которой указывается:
- номер партии,
- вес,
- дата производства,
- наименование завода-изготовителя.
Поставка также обязательно сопровождается сертификатом качества продукции, включающим информацию о номере профиля, классе, результатах испытаний на изгиб и равномерном удлинении.
Приемка
Основная задача при приемке – убедиться в качестве продукции. Это можно сделать с помощью приложенных документов и осмотра поверхности арматуры. Согласно ГОСТ на ней допускается наличие мелких повреждений и выступов, но не более 3 на 1 м длины. Также могут присутствовать раскатанные загрязнения, отпечатки, небольшое количество ржавчины, наплывы и следы раскатанных пузырей, но только в том случае, если механические дефекты не выводят диаметр арматуры за пределы установленных стандартом отклонений.
Хранение
Хранение стальной арматуры производится в закрытых сухих помещениях или, при отсутствии такой возможности, под навесами на деревянных настилах. Хранение на грунте не допускается, так как приводит к появлению коррозии у контактирующих с ним изделий. В дальнейшем при использовании их придется очищать от ржавчины или отбраковывать, так как поврежденная арматура сильно теряет в прочности и гораздо труднее сваривается.
Мотки и связки укладываются на организованном складе по очереди использования – те изделия, которые потребуются раньше, размещаются ближе к выходу.
Также метод хранения зависит от типа изделия:
- Связки стержневой арматуры желательно располагать в штабелях или кассетах с промежуточными деревянными распорками и защитными прокладками. Максимально допустимая высота штабеля – 2 м. Кассеты следует располагать на расстоянии в 1 м друг от друга, чтобы упростить доставание связок и проход между ними.
- Готовые арматурные сетки также хранятся в штабелях, отсортированные по типу и марке. Штабеля могут быть многоярусными – между партиями сетки прокладываются деревянные бруски с минимальными размерами 50х150 мм. Максимальная высота многоярусной стопки – 1,5 м, стопки без брусков – 2 м.
- Рулонные сетки из тонкой арматуры или проволоки хранятся в вертикальном положении.
- Отдельные прутья для сохранности сортируются по диаметру и марке и увязываются с помощью проволоки или металлической ленты в связки. Арматура в связках должна быть прочно зафиксирована и уложена на ровную поверхность для предотвращения выскальзывания.